Регистрация | Вход

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

«Время электроники»: «Силовая электроника»: как электроника помогает властям следить за россиянами во время пандемии и не только

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

    «Время электроники»: «Силовая электроника»: как электроника помогает властям следить за россиянами во время пандемии и не только

    Аналитики правозащитной организации «Агора» выпустили доклад, целиком посвященный методам слежки за россиянами в эпоху COVID-19. Введение карантина привело к развитию всех видов слежения, но прежде всего речь идет о цифровых технологиях. Автор доклада, правовой аналитик Дамир Гайнутдинов описал методы слежки за россиянами в период распространения коронавирусной инфекции.


    Российские власти во время пандемии коронавируса организовали беспрецедентную по масштабам слежку за гражданами. Она во многих случаях велась с нарушениями законодательства в области персональных данных, а функции по контролю часто возлагались на организации, которые не могут и не должны их выполнять. Об этом говорится в докладе правозащитной группы «Агора» «Пандемия слежки».

    Аналитики «Агоры» насчитали шесть отдельных технологий сбора и проверки сведений о частной жизни граждан. Прежде всего, речь идет о централизованном сборе информации о гражданах, прибывающих в страну, регион или населенный пункт. Далее отмечаются система цифровых или аналоговых пропусков, позволяющих ограничивать виды транспорта и цели передвижения, а также дифференцировать граждан по объему прав, видеонаблюдение, в том числе с использованием функции распознавания лиц, отслеживание местонахождения граждан по геолокационным данным, передаваемым мобильными устройствами и следящими приложениями, а также расширение возможностей слежки путем делегирования полицейских функций частным субъектам и представителям иных ведомств.

    Мероприятия по сбору информации и ее обработке проводились в масштабах всей страны, отмечает «Агора», хотя выбор стратегии и методов слежки был у региональных властей.

    Отмечается, что различные технологии слежки в связи с карантином использовали в 61 регионе РФ. В четверку лидеров среди регионов, власти которых использовали практически все возможные способы слежки и контроля граждан, вошли Москва и Московская область, Башкортостан и Приморский край. В 15 регионах власти внедрили пять способов ограничения прав граждан на свободу перемещений и тайну частной жизни, говорится в докладе.

    В 23 регионах были введены так называемые «цифровые пропуска», получение которых было необходимо для выхода из дома в условиях карантина либо для передвижения на личном и/или общественном транспорте. В 12 регионах использовали систему распознавания лиц для выявления нарушителей карантина. Почти в половине из 85 российских регионов власти предоставили чрезвычайные полномочия, включающие возможность вмешиваться в частную жизнь граждан, крайне широкому кругу субъектов — от медицинских работников и спасателей до таксистов, народных дружинников и членов казачьих обществ. Это привело в том числе к применению явно незаконных дискриминационных практик в отношении представителей уязвимых групп, сообщается в докладе «Агоры».

    В докладе отмечается, что в большинстве российских регионов полномочия, позволяющие вмешиваться в частную жизнь граждан, были предоставлены очень широкому кругу лиц — «от медицинских работников и спасателей до таксистов, народных дружинников и членов казачьих обществ». По закону это могут делать только сотрудники полиции или Росгвардии.

    Авторы доклада отдельно остановились на ситуации в Москве, отметив, что жители города фактически были жестко поделены на четыре категории по объему доступных прав и свобод. «Привилегированной» категории (чиновники, военнослужащие, полицейские, журналисты) можно было свободно перемещаться по городу, в то время как «обычным» жителям приходилось соблюдать режим самоизоляции, а «пораженным в правах» (например, людям старше 65 лет) было вообще нельзя покидать место жительства без особых оснований. Категории «изолированных» (людей с подтвержденным ковидом или ОРВИ) нельзя было выходить из дома совсем, причем это контролировалось электронным образом с помощью приложения «Социальный мониторинг».

    По оценке специалистов, наиболее плотной слежка была в столице, где создана крупнейшая в России сеть уличного видеонаблюдения. По данным городского Департамента информационных технологий, сеть включает в себя более 178 тыс. камер, установленных в 102 тыс. подъездов и 21 тыс. дворов, не считая видеонаблюдения в государственных и муниципальных учреждениях и прочих общественных местах. Эта сеть использовалась для выявления нарушителей карантина.

    «По сути, пандемия-2020 стала вторым после Чемпионата мира по футболу 2018 г. поводом создать и проверить в боевых условиях технологию именно массовой слежки», — отмечается в докладе.

    Власти Китая также использовали масштабную видеослежку за гражданами во время пандемии и не только. Власти Великобритании также часто прибегают к массовой видеослежке за гражданами с целью раскрытия преступлений. Несколькими годами ранее Эдвард Сноуден обнародовал факты тотальной цифровой слежки спецслужб США за гражданами США и других государств под прикрытием борьбы с терроризмом.

    Использование цифровых технологий чревато и проблемами. Так, как минимум в 18 регионах РФ сообщалось об утечках чувствительной информации, собираемой властями в рамках борьбы с эпидемией, включая диагноз и другие медицинские сведения, адреса, номера телефонов и т.п. Чаще всего личные данные публиковались в виде списков инфицированных или контактировавших лиц либо сообщений о диагнозе отдельных пациентов.

    «Не все эти технологии будут применяться постоянно, однако тест-драйв пройден и, скорее всего, признан успешным. Мы наблюдаем сейчас своего рода симбиоз „совка“ и „капитала“ — и это очень печальный опыт. Советский менталитет российских начальников (даже тех, которые советской власти не застали) заставляет их думать, что любую проблему можно решить с помощью контроля. А с другой стороны, контроль — это тоже бизнес. И все гаджеты, камеры, дата-центры, электронные браслеты, дроны, программное обеспечение и другие элементы открытого в России фестиваля слежки должны работать», — прокомментировал итоги автор доклада, юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов.

    Специалисты «Агоры» предполагают, что в будущем накопленный во время карантина опыт и ресурсы позволят властям быстро установить за гражданами плотное наблюдение и ограничить их права. Поводом для этого может оказаться какое-либо чрезвычайное происшествие – от новой эпидемии до массовых акций протеста. Накопленные во время карантина опыт и ресурсы позволят быстро развернуть плотное наблюдение и дифференцировать граждан по объему прав и свобод. Более того — как оказалось, для этого властям даже не требуется объявлять чрезвычайную ситуацию или чрезвычайное положение.

    В заключение «Агора» отмечает, что хотя определенное ограничение прав и свобод можно оправдать беспрецедентным кризисом из-за пандемии коронавируса, оно может быть только временным и подлежащим общественному контролю. Любая слежка, пишут авторы доклада, должна регулироваться понятно сформулированными правовыми актами, а сбор информации о частной жизни конкретных лиц должен быть санкционирован отдельным решением суда и быть ограниченным по времени.

    Стоит отметить, что правозащитная группа «Агора», как и в предыдущих докладах, дополнила свои сведения рекомендациями для российских властей. Также автор призвал «отказаться от чрезмерного расширения вмешательства в право на приватность и уважение частной жизни, а также следовать нормам международного права».

    С полным текстом доклада можно ознакомиться по ссылке.

    Месяцом ранее группа «Агора» обнародовала доклад «Россия: принуждение к карантину», в котором юрист Анна Бочило проанализировала административные дела за нарушение карантина и пришла к выводу, что штрафы по ним практически достигли одного миллиарда рублей.

    «Очевидно, что полицейские и судебные конвейеры по штампованию штрафов в условиях бедственной экономической ситуации, а также репрессивные практики в период сложной эпидемиологической ситуации никак не снижают риски распространения COVID-19, а наоборот — только усугубляют ситуацию, подвергая риску заражения еще большее количество людей, в том числе задерживаемых участников протестов. Мораторий на права человека, в том числе на свободу выражения мнений и нетерпимость к протестным акциям в любой форме — перманентный признак политического режима в России в любое время», — отмечает автор доклада Анна Бочило.

    Самое верное решение для властей — обнулить все штрафы для граждан России, считают авторы доклада.





    Прочитать в оригинале…
    Последний раз редактировалось Darya; 21-07-2020, 19:00.
    Взято автоматически из интернета.

Похожие темы

Тема Автор Раздел Последнее сообщение
2002—2021 «ЭтЛайт»
Наши контакты: +7 (812) 309-50-30, client@efind.ru
Реклама · Участие в поиске · Инструменты · Блог · Аналитика · English version

  ExpoElectronica RADEL
Обработка...
X